Особенности школьного образования в Финляндии
Финны начинают учиться в школе позже, летние каникулы у них длятся 3 месяца, школьные дни короче, домашние задания меньше и мало контрольных проверок. Их учителя хорошо образованные и высокоуважаемые люди. Они редко проходят переаттестации и получают нормальную зарплату. Все школы являются государственными и бесплатными.
Однако согласно измерениям уровня способностей, финские студенты признаны одними из самых образованных в мире (см. инфографику о расходах на школьное образование и его качестве). Паси Сальберг, Генеральный директор Международного центра мобильности и сотрудничества, в своём интервью компании CBC на тему: «Почему финские государственные школы такие успешные?» (интервью на английском) рассказал о самой успешной в мире системе школьного образования. 30-минутное интервью достойно внимания, так как оно помогает понять следующие моменты:
Почему дети начинают учиться в школе с 7 лет вместо 5 или 6
Вероятно, большинство родителей в Финляндии действительно ценят роль игры в развитии детей. Занятие для маленьких детей – это игра, а не учёба. Если ребёнок научится играть, то у него будет развитое воображение и много энергии. Эти полезные качества будут использоваться в дальнейшем и на практике, то есть в учёбе.
Цели образования
У нас до сих пор сильны философские основы. Мы рассматриваем школы как места, где общей целью образования всех, посещающих школу и работающих в школе, стало бы обретение счастья и повышение уровня благополучия в жизни детей.
Равенство в образовании
Система образования Финляндии одна из самых справедливых в мире. Она сохраняет равенство для всех. Если вы сравните этот факт с международной ситуацией, то поймёте, что это очень важная вещь. В моей книге я описываю путь, который я называю финским способом усовершенствования образования. Самым главным на пути к повышению качества и усовершенствованию образования является равноправие.
Необычные финские школы являются результатом четырёх десятилетий реформы образования, которая полностью оправдала возложенные надежды и материальные вложения. В 2000 году страна поднялась на вершину рейтинга международной организации PISA, которая проверила познания 15-летних молодых людей в чтении, математике и естественных науках. Финские уроки Сальберга дали всему миру возможность извлечь для себя что-то полезное из образовательной реформы в стране. Прослеживается тесная связь между эволюцией современной образовательной системы и тем, как она влияет на сокращение таких явлений как бедность и неравенство.
Все финские дети обеспечены полезным для здоровья питанием, состоящим из обеда и лёгких закусок. Им оказывается стоматологическая, медицинская и психологическая помощь. Если они нуждаются в специальных осмотрах, то им предоставляется возможность воспользоваться услугами квалифицированных специалистов. Школы фокусируют внимание на отношениях сотрудничества, а не конкуренции, дети взрослеют и обретают уверенность в себе. Детям помогают найти смысл и увлечься учёбой, а не просто подготовить их к роли хорошо обученных винтиков в промышленной машине. Быть частью такой школьной системы – это счастье.
Каждая школьная система является отражением национальных ценностей. Дружелюбный подход финской системы к детям способствует созданию общества, где лишь немногие оступаются. Это вселяет надежду.
Смотрите выступление Паси Зальберга на TEDxEast: GERM that kills schools
Источник: http://thisgivesmehope.com/2013/02/28/592-finlands-fear-free-schools/
зарубежный опыт школьное образование